Подготовлены историками-консультантами этнографические материалы к изданию новой книги о культурном наследии мологжан, созданы иллюстрации Верой Добрынинской.
Источник: Лавров В. А. Из этнографических заметок о Мологском уезде // Ярославские губернские ведомости. 1869. Ч. . № 16. 17 апреля. С. 4.Лавров В. А.Из этнографических заметок о Мологском уезде(Письмо в редакцию)
В четверг на Страстной неделе, или по-здешнему – в Великий четверг, в пришекснинской стороне этого уезда существовало следующее поверье лет 20 тому назад. (Оно и теперь существует, но в меньшей степени).Ещё до рассвета, перед заутреней, мужчина, женщина или девица, желающие узнать, хорошо ли они проживут в течение года (считая его с Пасхи до Пасхи), отправлялись на пове́ть[ Пове́ть (обл.) – бревенчатый настил над двором.], взяв ведро или шайку холодной воды и там, раздевшись, окачивались этой водой. Если в момент окачивания загадывающий о будущем не охнет, не взвизгнет, то это значит, что весь год проживёт он не охнувши, то есть в довольствии, без печалей и болезней.Четверговая соль[ Четверговая (чёрная) соль – соль, приготовленная особым способом в Великий четверг Страстной седмицы.], хотя и слишком известна в крестьянском домашнем обиходе, но так как о ней нам не приходилось читать, то, может быть, не лишним будет сказать об этой соли два–три слова. Завязав соль в тряпицу, а если есть квасная гуща, то и вместе с ней, хозяйка-большу́ха[ Большу́ха (обл.) – старшая в семье, хозяйка в доме.] кладёт её в печь в горн и часа через три вынимает вон. Четверговая соль считается целительным средством от всякой болезни, также призо́ру[ Призо́р (обл.) – нехороший, дурной взгляд.] и озе́пу[ Озе́п (обл.) – болезнь от сглаза.] (озепа́ть – сглазить).Кстати, ещё об одном обычае: в среду, на четвёртой неделе Великого поста пекут кресты. Если примерно в семье 10 человек, то пекут 5 крестов с вложенными в них медными или серебряными монетами, а другие пять – без них. Когда кресты вынут из печи, то каждый из семьи берёт один крест; если попадёт с монетой, то взявший его будет жить хорошо, а если без монеты, то бедно.Если деревенской женщине доведётся говеть на Страстной неделе, а село далеко (есть по 7 и даже по 10 вёрст), то она суток за два, за три до исповеди отправляется в село и живёт там у знакомого крестьянина или у церковника. За приют она в свободное от церковной службы время бесплатно шьёт на хозяев, переполощет пареную пряжу, вымоет в доме полы – одним словом, говельщица есть самая услужливая работница. Лет 30 тому назад по вечерам прихожие говельщицы соберутся к одному церковнику и тот читает им истово (вразумительно, внятно) жития святых, и все слушатели довольны…